Петрушка со своей хозяйкой Татьяной Чунаковой

Петрушка со своей хозяйкой Татьяной Чунаковой

Залихватский, ухарский, бесшабашный. За словом в карман не полезет. И это при своем солидном возрасте — больше ста лет! Именно столько недавно исполнилось ярмарочному Петрушке, который встречал маленьких участников рождественского праздника в культурном центре храма святителя Николая в Котельниках. «Страшно представить!», сокрушается сам Петрушка и, недолго думая, пускается в пляс.

Это там, на улице и дома — бесконечные планшеты, смартфоны, беспроводные наушники, вай-фай, скайп, да и просто заботы сегодняшнего дня. Все, кто заходил 10-го января на рождественское представление нашего прихода, попадали совершенно в другой мир. Мир развеселой, бурлящей ярмарки конца девятнадцатого века.

Легендарная московская кукольница, хранительница традиций балаганных кукольных выступлений Татьяна Чунакова вместе с певицей и мастером народной игрушки Галиной Гусевой давали представление-вертеп.

Эти старинные куклы, изготовленные в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков, уже несколько поколений передаются от кукольника к кукольнику. Татьяна Чунакова хранит их больше тридцати лет.

На первый взгляд, старинные балаганные куклы кажутся грубыми. Красные лица из папье маше, крупные черты. Но кукольным мастерам сто лет назад было не до утонченных деталей и изысканных нарядов. Главное – эмоции и искренность, с которой эти куклы рассказывают историю рождения Младенца Христа. О том, что куклами руководит живой человек, моментально забываешь. Легендарная кукольница буквально растворяется в своих персонажах. И признается, что порой куклы руководят ей, а не наоборот.

На ладони Татьяны Ильиничны - пищик, приспособление, которое помогает получить запоминайющийся голос Петрушки.

На ладони Татьяны Ильиничны — пищик, приспособление, которое помогает получить запоминайющийся голос Петрушки.

Кстати, резкий голос Петрушки рождается с помощью особого приспособления – пищика. Эту металлическую пластинку артистка держит на своем небе. С ее помощью Татьяна Ильинична меняет свой голос с обычного на характерный, балаганный, дерзкий голос Петрушки. Самое главное, говорит Татьяна Ильинична, не проглотить пищик во время выступления. За годы выступлений она научилась виртуозно манипулировать этим непростым устройством.

За полтора часа представления маленькие и большие зрители увидели вертепное действо «Смерть Царя Ирода», проследовали вместе с волхвами за путеводной Вифлеемской звездой, узнали о чудесном даре Пресвятой Богородицы святому Роману Сладкопевцу. Не обошлось и без бабы Яги, которая поначалу утащила все подарки для ребят, но затем самолично вручила каждому сладкий подарок. Нужно было только ответить на загадку зловредной Бабки Ежки.

Вместе с детьми Татьяна Чунакова и Галина спели колядные песни. Щедрым хозяевам колядовщики от всей души желали благополучия и процветания в новом году:

На новое вам лето, на красное лето.

Куда конь хвостом – туда жито кустом!

Куда коза рогом – туда сено стогом!

Сколько дубочком – столько вам сыночков!

Сколько осиночек – столько свиночек!

Сколько елок столько и коровок

Сколько свечек, столько и овечек!

 А тем, кто жалел угощение, колядовщики пели «корилки». Если выразиться по-современному, шантажировали хозяев, чтобы те дали им сладкий откуп:

 А не дадите блинка – мы хозяина с пинка,

А не дадите пирога, разобьем ворота!

Не дадите лепешки – расколем окошки!

Не дадите хлеба – уведем деда!

 Между прочим, угроза увести деда была очень серьезной, ведь самый пожилой член семьи выполнял функции современного органайзера, калькулятора и будильника – считал, когда нужно пахать поле, когда сеять, когда жать, рассказывал сказки внукам, передавал им знание предков.

 После представления и перерыва на угощение, ребята приняли участие в мастер-классе по изготовлению глиняной свистульки.

В Калужской области – хлудневская, в Пензе – абашевская, в Туле – филимоновская. В каждой губернии, да практически в каждой волости в дореволюционной России делали свои свистульки. Мастерица Галина Гусева рассказала об особенностях создания этого, на первый взгляд, простого музыкального инструмента.

_O4A0718

Главное — сделать полость в глине, где будет рождаться звук.

Главное – сделать в глине полость для создания звука. Получившемуся полуфабрикату можно придать какую угодно форму – птицы, зверя, сказочного существа. Важно не забыть об особых отверстиях, с помощью которых поток воздуха становится звуком.

Со стороны кажется, что глина легко превращается в волшебную птицу в умелых руках Галины. А когда берешь кусок глины в руки, он то и дело норовит раскрошиться или превратиться в бесформенный блин. Но все маленькие мастера отлично справились с непростым заданием. В конце занятия каждый унес домой свою собственную свистульку. И конечно же, массу впечатлений от необычного рождественского дня.

 Хочется от всей души поблагодарить настоятеля нашего храма архимандрита Серафима(Шемятовского), монахиню Иульянию, старосту Александра Михайловича Бродского, артисток и мастериц Татьяну Чунакову и Галину Гусеву за незабываемый праздник для наших приходских детей!

Следующее представление планируется провести на Масленицу. Приглашаем всех родителей заранее записывать детей для участия в празднике в иконной лавке.

Фоторепортаж Сергея Челенкова.

ВСЕ СТАТЬИ